Боровичский Машиностроительный Завод - пример предприятия, преодолевшего разные эпохи, этапы роста и спада, серьезные трансформации на пути многолетнего развития. Сегодня в условиях нестабильности завод находит новые ниши для производства и реализации, экспорта и импортозамещения. Об этом и многом другом - в интервью с генеральным директором компании в журнале "Координатор".
- Владимир Сергеевич, ваше предприятие — можно сказать, уникальное, так как не имеет аналогов в России. Манипуляторы производства «БМЗ» — разработка собственных конструкторов, инженеров?
- Действительно, производимые электромеханические промышленные манипуляторы (серии ШБМ) - это «детище» КБ нашего завода-прародителя - АО "Боровичский Опытный Машиностроительный Завод". Разработка 1975 года! Конечно, с того времени манипуляторы претерпели ряд изменений, усовершенствований, оптимизаций и модификаций. Продукт стал более современным, отвечающим требованиям потребителя по безопасности и надежности.
А в 2022 году на волне глобальных изменений разработана и запущена в производство новая линейка пневматических манипуляторов. Это аналог современных европейских манипуляторов, но обладающий большим набором опций, что дало конкурентное преимущество в функционале оборудования при сохранении конкурентоспособной цены.
- Что такое нестандартное оборудование среди манипуляторов, и где оно применяется? Какие предприятия используют ваши разработки?
- Совершенно разные производства: машиностроение, автомобилестроение химическая и пищевая промышленность, производство строительных материалов, деревообработка и многие другие...
Дело в том, что технологический процесс любого производства непрерывно связан с перемещением большого количества грузов, начиная от подачи сырья до выдачи готовой продукции. Важное значение при комплексной механизации процессов труда играют промышленные манипуляторы, которые являются связующими звеньями в технологической цепи, обеспечивающими непрерывность производства.
Проще говоря, манипулятор предназначен для выполнения подъемно-транспортных операций, связанных с перемещением в пространстве штучных грузов в пределах зоны обслуживания манипулятора: для загрузки и разгрузки станков, прессов и другого технологического оборудования, для перегрузочных операций и обслуживания конвейеров, а также при сборочных работах.
Но манипулятор - это лишь часть комплекса оборудования, которое мы производим и поставляем клиенту. Неотъемлемой частью манипулятора является грузозахватное приспособление, которое в комплексе позволяет решить производственную задачу потребителя по перемещению и позиционированию его изделий.
Важно, что мы не продаем коробочное оборудование, а встраиваем наши разработки в технологическую цепочку на производстве у наших клиентов. Инжиниринг как он есть: перед проектированием оборудования наши конструкторы подробно изучают ситуацию клиента, учитывают адаптивность, эргономику, безопасность, наличие охраны труда и прочие факторы. И только потом предлагают оптимальное техническое решение.
- Более двух лет назад на предприятие пришла новая управленческая команда, что было ДО и что стало после? Каково это - в нынешних условиях последних трех сверхтурбулентных лет поднимать и развивать производство?
- Тяжело. Но «не потопаешь - не полопаешь».
В 2019 году на заводе сменился состав ключевых акционеров. Благодаря предыдущим собственникам на заводе сохранились производственные корпуса, оборудование, техническая и конструкторская документация и малая часть производственного персонала. Всё это, конечно, требовало ремонта и дополнительных инвестиций.
А мысли были разные. Планировали организовать индустриальный парк и сдать часть корпусов в аренду. Был момент, когда мы чуть не продали завод. 2019-2020 годы оказались наиболее тяжелыми, сказались последствия пандемии, завод требовал инвестиций в ремонт и оборудование, катастрофически не хватало квалифицированного персонала. Но благодаря новой команде на заводе, даже в такие тяжелые для производств времена, поддерживался дух оптимизма. Завод работал и выпускал продукцию. Ни одного контракта сорвано не было. Сформировался костяк, который и по сей день работает.
Стало ясно, что заводу на рынке нужна своя уникальная ниша. После изучения возможностей и компетенций предприятия приняли решение сохранить завод и сосредоточиться на наиболее перспективном продукте – промышленном шарнирно-балансирном манипуляторе. Также сформировали сильный коммерческий отдел, который занялся активным продвижением оборудования на рынке. В 2021 году благодаря центру поддержки экспорта Новгородской области наш завод впервые принял участие в международной выставке «Российский промышленник-2021». Несмотря на то, что год был «пандемийный», удалось получить новые связи с нашими будущими партнерами и клиентами. К середине 2022 года завод начал расцветать, а производство и отгрузка готовой продукции увеличились в пять раз по отношению к «застойным» временам.
- На сайте «БМЗ» - интересная историческая справка… Начинали с промышленной артели «Трикотажная игла» в 1934 году, а к 1984 году штат работников насчитывал 384 человека! Сколько людей трудятся у вас сегодня, и какие перспективы вы видите в части создания рабочих мест в будущем? Для районного центра — это всегда один ключевых показателей.
- Сегодня на заводе трудятся 45 человек. К середине 2023 планируем увеличить штат до 60: в первую очередь это конструкторы, технологи, менеджеры по продажам, производственные рабочие, операторы станков ЧПУ.
- У вас налажены поставки в РФ и странах СНГ, как удается сохранять партнерство, контакты сегодня? Каким образом наращиваете портфель заказов? Расскажите о последних соглашениях с Белоруссией, Ираном...
- Небольшая доля клиентов осталась в наследство. В основном это крупные компании, с которыми сложились исторические партнерские отношения. Мы про них не забыли и как только вновь «встали на ноги», обозначили свое присутствие, напомнили, что мы есть, что мы развиваемся, открыты к сотрудничеству и, главное, у нас есть стратегический и тактический продукт - инжиниринг.
Благодаря новой концепции продаж и выстроенному маркетингу, а также активной выставочной деятельности нашего завода на международных и российских специализированных выставках, благодаря региональным и федеральным мерам поддержки промышленности, которые сегодня перешли от слов к делу, - в совокупности всё это обеспечило нам прирост в клиентах и партнёрах.
И к тому же в начале 2022г. мы начали активную деятельность по выстраиванию дилерской сети по продажам нашего оборудования как на территории РФ, так и за её пределами. В результате в декабре-2022 подписали первый экспортный контракт с резидентом Республики Беларусь на поставку пневматического манипулятора.
Далее - провели переговоры с представительством Ирана о возможном сотрудничестве. И немного инсайда: есть запрос на нашу продукцию из Индии. Сейчас мы приступили к активному освоению внешних рынков и отправкам на экспорт.
- Вы наладили также производство средств индивидуальной защиты, куда поставляется эта продукция?
- Вы правы, диверсификация бизнеса позволяет нам развиваться и только укрепляет наше финансовое положение. В начале 2022 года мы приобрели немецкое оборудование по производству средств индивидуальной защиты – полумасок респираторов FFP1, FFP2, FFP3 и гигиенических масок. В связи с этим наладили поставки качественного сырья, а конечный продукт и производственная линия прошли необходимую сертификацию. Сегодня линия выпускает продукцию объемом до 20 000 единиц в сутки. В первую очередь поставили пробные образцы местным заводам. А теперь наши основные покупатели – крупные ритейлеры, маркетплейсы, промышленные предприятия.
- Резидентство в ТОСЭР — это существенная поддержка? Как ее можно оценить в качественном выражении для предприятия?
- В конце 2021 года мы защитили инвестиционный проект по организации производства промышленных манипуляторов и с этим проектом зашли в ТОСЭР. Для резидентов есть ряд благ, позволяющих снизить финансовую нагрузку за счёт преференций по налогам. А ещё необходимо сказать о поддержке губернатора и его команды. Она ощутима и важна для нас.
- Эксперты утверждают, что санкции — это длительный процесс, их реальное влияние мы почувствуем ближе к середине 2023 года… Какие меры вы принимаете сегодня для сокращения возможных рисков?
- Промышленность уже ощутила влияние санкций. Закрыт прямой доступ к европейским комплектующим, к качеству которых все так привыкли. Техническая поддержка на зарубежное оборудование сошла на нет.
Но есть и положительные моменты. С российского рынка ушли наши европейские конкуренты, и уверяю вас, к тому моменту, когда они решат вернуться на наш рынок – мы будем крепко стоять на ногах и займём их нишу своим отечественным продуктом, качество которого не уступает зарубежным аналогам, а по многим параметрам и опциям превышает его. Кроме того, себестоимость производства промышленного оборудования в Европе выросла, и у нас есть все шансы занять соответствующие ниши, в числе прочего, на родине некоторых производителей. Поэтому мы строим надежную партнерскую сеть, по реализации нашего оборудования, объединяемся с российскими интеграторами, налаживаем цепочки поставок качественных комплектующих для нашего оборудования, не останавливаемся - продолжаем поиск новых ниш.
- Ранее вы заявили о полном переходе на российские комплектующие. Как реализуется эта программа импортозамещения, кто ваши поставщики?
- Очень остро для нас стоял вопрос, чем заместить, например, моторредукторы, используемые в нашем оборудовании. Сейчас активно тестируем продукцию различных российских заводов. Часть комплектующих везем из Китая, часть продукции, такую как контролеры для пневматических манипуляторов – параллельным импортом. Понятно, что параллельный импорт - не панацея, и рано или поздно он даст сбой. В этой связи нами принято еще одно стратегическое решение - разработать и произвести отечественный аналог европейского контролера на базе отечественных комплектующих. Планируем стать резидентами ИНТЦ «Валдай», и будучи уже резидентами, продолжить научную исследовательскую и конструкторскую работу.
- Поделитесь собственным опытом, какие управленческие решения помогают руководить большим заводом вам лично?
- На этапе становления предприятия и подбора ниши подход был демократический: «мозговые штурмы», поиск компромиссов между мнениями «старожилов» завода и молодой команды сотрудников.
На этапе бурного роста концепция управления изменилась и стала походить на управление «в стиле Джобса». Демонстрируя сотрудникам свою страсть к продукту, который мы производим, тот энтузиазм с которым я про него рассказываю нашим партнерам и клиентам на выставке или по телефону, это заряжает и мотивирует нашу команду. Подчеркивая многократно ценность производимого нами оборудования, которое по-настоящему улучшает качество работы наших клиентов, мы не оставляем равнодушным ни одного сотрудника на нашем производстве.
- Что стало самым ярким событием для предприятия в 2022 году?
- Выход завода из стагнации – положительный финансовый результат по итогу третьего квартала 2022 г. Бурный рост продаж, заключены крупные контракты на поставку оборудования. Участие завода в международной выставке «МеталлЭкспо-2022», как результат - прирост качественной клиентской базы. И ещё ребрендинг завода.
- Многие отмечают, что в последнее время старые принципы работы, взаимодействия, уже не так эффективны. Появляются новые веяния, способы сотрудничества между людьми, партнерами, в работе с персоналом. Что вы можете сказать об этом?
- Опираясь на опыт прошедшего года, отмечу наши методы: гибкость в решении тех или иных вопросов - подстройка под запросы времени и общества, лояльность к клиентам, а еще, пожалуй, способность превращать бывших конкурентов в партнёров. Это то, что действительно работает.